Высокоплан — схема крепления крыла к фюзеляжу самолёта (моноплана), когда крыло проходит через верхнюю половину его сечения, располагается на нём или даже над ним (высокоплан-парасоль).
Преимущества высокого расположения крыла
- Низкое относительно земли расположение фюзеляжа, что упрощает и ускоряет загрузку/разгрузку самолёта, особенно — грузовых и военно-транспортных самолётов. (В том числе сравнительно легко сделать самолёт, способный принимать на борт крупногабаритные грузы.) По этой причине при проектировании грузовых самолётов часто используют именно такое расположение крыла.
- Высокое расположение двигателей и (если таковые имеются) воздушных винтов, что снижает вероятность их повреждения при взлёте и посадке на необорудованных взлётно-посадочных полосах в боевых условиях, или, например, в снегах Заполярья.
- Уменьшается паразитная аэродинамическая интерференция крыла с фюзеляжем, характерная для низкоплана.
- Улучшается продольная устойчивость самолёта на больших углах атаки.
- Улучшается обзор в нижней полусфере, что облегчает наблюдение за землёй (в частности — при заходе на посадку).
Недостатки высокого расположения крыла
- Затрудняется доступ к двигателям и крылу в силу их высокого расположения, — для проведения их технического обслуживания требуются лестницы-стремянки и подъёмники.
- При расположении основных стоек шасси в гондолах на крыле их приходится делать весьма длинными, что обусловливает их повышенный вес, сложность конструкции, и, как следствие, более низкую надёжность их механизмов, и это даже при том, что в случае расположения стоек шасси в мотогондолах их длина уже уменьшается на величину диаметра мотогондол. Альтернативное решение заключается в установке шасси в обтекателях на фюзеляже, что уменьшает его колею и соответственно ухудшает курсовую устойчивость самолёта на земле при разбеге и пробеге в условиях бокового ветра.